Программа развития школы

 

 

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»

городского округа «Поселок Агинское»

                                                                                                              

 

                                                                                                  

                                                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «АСОШ №3»

____________  /Батуев Д.Б./

« 01  » сентября     2010  г.

 

 

 

 

Программа развития школы

 

(2009 – 2014 г.г.)

 

 

 

 

 

В нашем понимании Программа развития  школы– это документ, фиксирующий систему необходимых стратегических изменений, прописывающий этапы и механизмы развития школы, включающий в себя управленческие проекты по областям необходимых изменений.

 

 

Структура программы развития школы

 

1.Введение

            1.1. Актуальность

            1.2. Проблематика современного образования

            1.3. Паспорт программы

 

2.Характеристика состояния внешней среды по отношению к школе

            2.1.Образовательно-воспитательный общественный заказ школе

            2.2. Наличие и устойчивость внешних связей школы

            2.3. Наличие системы дополнительного образования         

 

3. Характеристика состояния школы как социокультурной и информационно-образовательной среды

             3.1. Анализ социального состава контингента учащихся школы 

             3.2. Анализ информационно-технического и программного обеспечения 

                   образовательного процесса

             3.3. Анализ результативности образовательного процесса  

       3.4. Анализ организации воспитательной работы школы

       3.5. Анализ качественного состава  педагогов

 

4. Характеристика состояния приоритетных проблем и основных достижений школы

             4.1. Анализ состояния приоритетных проблем

             4.2. Основные достижения школы

             4.3. Миссия школы      

 

 5.  Концепция развития школы

 

 6.  Модель инновационной деятельности

         6.1. Школа полного дня: социокультурные основания

         6.2. Технология коллективного взаимодействия как базовый способ организации

                образовательной деятельности

         6.3. Механизмы управления развитием в условиях школы полного дня

         6.4. Инновационные образовательные программы. Общие принципы

                6.4.1. Образовательные результаты и проблематика

                6.4.2. Студийное образование как форма социального воспитания

                6.4.3. Клубное пространство проб

         6.5. Комплексный педагогический мониторинг

 

 7. Этапы реализации программы развития школы

 

 8. Управленческие проекты

          8.1. Профессиональное развитие педагогического коллектива

          8.2. Развитие ИКТ компетентности ученика и педагога школы

          8.3. Воспитание школьников

          8.4.Развивающая и развивающаяся здоровьесберегающая образовательная среда 

          8.5. Мониторинг развития образовательной системы и достижений учащихся

 

 9. Мониторинговая карта

 

10. Координационный план действий по реализации программы развития школы

 

1. Введение

 

1.1. Актуальность

 

Особенность современного состояния Российской системы образования заключается в том, что число новых проблем и порожденных ими новых профессиональных задач, решение которых предстоит общеобразовательным учреждениям, неуклонно возрастает.

            Наш интерес к школе полного дня вызван тем, что именно она может стать   организатором всей жизнедеятельности учащихся, создавая комфортные и безопасные условия для каждого из них, своевременно педагогически реагируя и удовлетворяя их разноплановый образовательный запрос. 

Целью педагогической деятельности на современном этапе становится формирование личности воспитанника (каким он должен быть, какими чертами характера обладать). Для этого необходимосоздание системы педагогических условий, в которых возможно разворачивание фундаментальной человеческой способности – самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом – это тот ориентир, к которому мы стремимся. При этом умение не только осваивать, но и самостоятельно конструировать пространство образовательной среды является одной из наиболее актуальных и  значимых характеристик личности.

Эффективное решение данных задач на уровне средней общеобразовательной школы мы видим при условии программно-целевого управления ее развитием.

 

1.2. Проблематика современного образования

 

            Ориентация  образования не только на усвоение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей является современной парадигмой образования.  Смыслообразование (связь между целью деятельности  и ее мотивом) ценностно-смысловая, морально-этическая ориентации и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях становятся сегодня атрибутами успешности для каждой личности с ее потребностями и интересами, мотивами к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

            Исходя из того, что личностные качества характеризуются суммой проблем развития личности на современном этапе и развиваются в среде особых человеческих отношений, мы понимаем возрастающую роль школы в создании образовательной среды, формирующей ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

            На наш взгляд, выпускник XXIвека должен быть готовым к самоопределению (личностному, профессиональному, жизненному). Это означает в логике умения видеть проблемные точки и самостоятельно их разрешать. В логике социализации речь идет о готовности выпускника к освоению различных социальных ролей. Эта готовность выражается в освоении учащимся компетентностей, которые затем позволят ему присваивать новые для него, характерные для той или иной социальной роли деятельности.

           При этом,  результатом являются приобретенные компетентности как сформированные умения и навыки, способности учащихся решать учебные и социальные задачи, принимать ответственные и верные решения. На 1 ступени обучения – это учебная самостоятельность и умение учиться;  на 2 ступени обучения – это система «проб» и проектная деятельность;  на 3 ступени обучения - это овладение основами наук в избранной области и опыт успешной деятельности (познавательной, социальной).

 

 

 

 

1.3. Паспорт программы

 

Предварительно проведенный анализ состояния школы и анализ современных подходов к понятию качества образования позволили разработать программу развития общеобразовательного учреждения и сформировать ее структуру.

            Разработке данной программы предшествовали теоретическое изучение разнообразных источников, проведение экспертно-аналитического семинара для педагогического коллектива, постоянно действующий методологический семинар-практикум, проектные семинары, итоговые школьные конференции. Были созданы творческие группы по проектированию образовательных программ студийного и клубного образования, моделированию организации образовательного процесса в режиме школы полного дня, которые впоследствии, после многочисленных обсуждений на заседаниях методических объединений, научно-методического совета, педагогического совета и управляющего совета легли в основу документа.                         

            Настоящая программа как основа образовательной политики школы представляет собой комплекс взаимосвязанных по срокам и ресурсам мероприятий, направленных на изменения в системе управления, структуре,  содержании образования и предназначена для управления ее деятельностью в режиме развития.

        

Нормативная база для разработки программы развития школы:

 

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Национальная образовательная  инициатива «Наша новая школа».

4. Федеральный государственный образовательный стандарт.

5. План первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год.

6. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.

7. Проект. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования.

 

Этапы реализации программы:

 2008 –  2009 г.г. – организационный этап.

Диагностическая, организационная и прогностическая деятельность педагогического коллектива: разработка нормативно-правовой базы, стратегии развития школы,  перспективного плана реализации поставленных целей и задач. Разработка инновационных образовательных программ, авторских программ. Организация коллективных способов деятельности участников образовательного процесса. Поиск способов представления результатов, полученных при коллективном взаимодействии. Анализ результатов работы.

 

2009 – 2013 г.г. – экспериментальный этап.

Создание Координационного совета. Обновление содержания образования: работа студий, клубов, предметных и детско-взрослых сообществ; корректировка учебных планов и образовательных программ; апробирование новых методик, технологий, УМК, авторских программ. Создание системы комплексного педагогического мониторинга. Выход в глобальное сетевое образовательное пространство. Сотрудничество школы с семьей и всеми институтами общества. Поиск механизмов перехода общеобразовательного учреждения в режим школы полного дня.

 

2014 г. г. – аналитический этап.

Проблемно-ориентированный анализ оценки качества образования. Профессиональная экспертиза деятельности Координационного совета. Внутренняя и внешняя экспертиза эффективности использования инновационных образовательных программ.  Социализация опыта и определение перспектив дальнейшего развития школы.

2.Характеристика состояния внешней среды по отношению к школе

2.1. Образовательно-воспитательный общественный заказ школе

Становится понятным, что подходы к системе управления образованием на современном этапе должны измениться в плане расширения участия общества в выработке, принятии и реализации управленческих решений, нацеленных на расширение возможностей выбора учащимися, их родителями образовательных услуг, программ и формирование практических навыков.  Следовательно, одним из условий развития инновационной образовательной деятельности является участие гражданских институтов, которые, с одной стороны, формируют общественный заказ школе, с другой стороны, способствуют достижению современного качественного образования.

Проведенный анализ личностных запросов и интересов учащихся и их родителей показывает следующие ожидаемые от школы результаты.

Учащиеся хотят:

  • быть успешными;
  • быть коммуникативными;
  • быть предприимчивыми;
  • научиться видеть перспективу своего развития;
  • научиться видеть разные способы достижения своей цели.

Родители желают, чтобы их дети:

  • сохранили здоровье и вели здоровый образ жизни;
  • владели современными информационными технологиями;
  • умели работать самостоятельно, в команде;
  • умели сами разрешать свои проблемы, правильно определившись с выбором;
  • были вежливыми, внимательными, ответственными.

   В свою очередь, социально-ориентированная рыночная экономика выдвигает особенные требования к образовательным учреждениям, настаивая на том, чтобы в процессе школьного обучения учащиеся могли:

  • самостоятельно, уверенно и активно самосовершенствоваться;
  • анализировать и оценивать ситуации;
  • извлекать и получать новые знания.

Особенно это важно вусловиях широкой информатизации и компьютеризации, где требуется постоянное наращивание творческого потенциала личности, грамотное использование новых информационных технологий в качестве ресурса собственного развития и осознанного выбора своего жизненного пути.

Образовательно-воспитательный общественный заказ школе в данном случае предполагает развитие государственного заказа, демократизацию учебного плана в связи с разработкой и реализацией актуальных предметных образовательных программ и разработку образовательных программ второй половины дня, отражающих интересы учащихся.

          На основе опыта организации совместной деятельности детско-взрослого сообщества, предполагающей создание совместных замыслов и их совместную реализацию, нами определены студийные и клубные формы деятельности в режиме школы полного дня. Они являются теми переговорными площадками, которые нацелены на формирование образовательной системы, способствующей каждому ученику выстроить собственную образовательную траекторию, наиболее полно соответствующую его личностным запросам.                                             

       Таким образом, сложившийся образовательно-воспитательный общественный заказ школетребует выстраивания управленческой структуры с предоставлением равных условий для каждого ученика с учетом дальнейшего развития связей с общественностью, вузами, научно-исследовательскими институтами, учреждениями дополнительного образования.

          Сейчас родительское сообщество понимает, на что направлена инновационная деятельность школы, и члены Управляющего совета принимают активное участие в распределении стимулирующей части ФОТ по карте оценивания качества профессиональной деятельности административно-управленческого и педагогического персоналов.

 

2.2. Наличие и устойчивость внешних связей школы

Внешние связи, на наш взгляд – это степень и глубина взаимодействия школы, власти и общества, это готовность внешней среды участвовать в материальной поддержке, это взаимодействие образования и науки, это система подготовки и переподготовки кадров и др.

              Заинтересованное внимание и готовность местной власти к оказанию помощи школе, сотрудничество с ВУЗами, научно-образовательными центрами и лабораториями способствовали устойчивому ресурсному обеспечению:

  • Школа имеет достаточно оснащенную материально-техническую базу и  стабильные

квалифицированные педагогические кадры.

  • Организовано сотрудничество:
    • с Читинским государственным университетом и ОЦ «Школьный университет» ТУСУР в целях расширенной подготовки учащихся по отдельным предметам и IT- подготовке;
    • с Российской научно-производственной организацией «Медиаресурсы   для образования и просвещения» для создания и издания мультимедийных методических продуктов педагогов школы;
    • с Забайкальским институтом железнодорожного транспорта (физика и математика).
  • Апробирована школой система повышения профессиональной компетентности педагогов – от внутришкольного Единого методического дня, постоянно действующего методологического семинара-практикума, проектных семинаров  до проблемных курсов и курсов повышения квалификации в АОИПК и за пределами округа. 
  • Имеется сравнительно небольшой опыт работы учителей-предметников 2 ступени школы по биоадекватным учебникам. Часть педагогов школы прошла подготовительный этап обучения по данной проблеме под руководством академика РАЕН Н.В.Масловой. 6 человек получили свидетельства РАЕН о прохождении трехгодичных курсов по проблеме ноосферного образования. В целом, коллектив принял эту идею как социальную, здоровьесберегающую технологию,  меняющую характер образования школьника, главным отличием которой является выявление, раскрытие внутренних ресурсов личности и развитие уже заложенных в ней потенциальных возможностей.            

 

2.3. Наличие системы дополнительного образования

Блок дополнительного образования со стабильным ростом вовлечения детей во внеурочную деятельность занимает особое место в педагогической системе школы.

 

Охват учащихся школы дополнительным образованием

Учебный год

Занятость уч-ся в шк. кружках

Занятость уч-ся в шк.  спорт.  секциях 

Занятость уч-ся в УДО

Общая занятость

2005-2006

6 %

28 %

32 %

66 %

2006-2007

6 %

30 %

32 %

68 %

2007-2008

8 %

32 %

34 %

74 %

              

             Это достигается за счет следующего социокультурного окружения:

  • Центр физической подготовки «ЦСП»
  • Центр эстетического воспитания «Залуу наhан»
  • Театр современной драмы и синтеза «ДалиТэ»
  • Киноконцертный зал и ансамбль песни и танца «Амар сайн»
  • Департамент государственной службы занятости населения

Все это способствует организации активной и разнообразной досуговой деятельности школьников, реализации их потенциальных возможностей, удовлетворению  личностных интеллектуально - творческих, физических и духовных потребностей.

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика состояния школы

как социокультурной и информационно-образовательной среды

 

3.1. Анализ социального состава контингента учащихся школы

Школа находится в западной части городского округа «Поселок Агинское». Контингент учащихся и учителей сохраняет традиции общеобразовательного учреждения и исчисляет свою историю с момента ее открытия в 1989 году на базе СПТУ №14.

Обучается 439 учащихся в 26 классах-комплектах. Из них: 130 детей живут в многодетных семьях,    153 ребенка воспитываются в неполных семьях. 7 детей - сирот. Из семей безработных – 55 школьников, из семей пенсионеров и инвалидов – 9 детей. 168 детей - из малообеспеченных семей, что составляет 38,4% учащихся школы. Количество детей группы «риска» -13 учащихся, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних – 1 ученик. В целом, контингент учащихся остается стабильным, несмотря на изменение демографической ситуации, что позволяет планировать работу и прогнозировать результаты.

Особую озабоченность вызывает большое количество неполных и малообеспеченных  семей (почти треть). Необходимо, с одной стороны, создать систему своевременной и постоянной педагогической поддержки детей из этих семей, с другой стороны, обеспечить качественное питание, коррекционно-развивающее сопровождение и вовлечение их  в секционно-кружковую работу.

 

3.2. Анализ информационно-технического

 и программного  обеспечения образовательного процесса

В настоящее время школа функционирует в 2-х зданиях с единым составом участников образовательного процесса. Школа располагает 26 учебными кабинетами, в том числе 3  компьютерными кабинетами, 2 кабинета из них имеют локальную сеть и доступ в Интернет. Полностью обновлена учебно-материальная база кабинетов химии, биологии, физики, географии, частично - математики, истории, начальной школы. Созданы информационный ресурсный центр с необходимым оборудованием и медиатекой, информационно-библиотечный центр с общим книжным фондом 13277 единиц хранения и видеотекой. Приобретены 8 мультимедийных проекторов, 4 интерактивные доски. Всего в школе 87 компьютеров, 2 ноутбука. Из них 75 – в учебных кабинетах, 12 + 2 – для административного персонала. На 1 компьютер – 6 учащихся, что превышает окружной показатель на 40 %. Имеются 2 учебные мастерские, современный спортивный зал, сенсорная комната, 2 медицинских кабинета, столовая на 80 посадочных мест, пришкольный участок, пять единиц автотехники (автобус «КАВЗ», микроавтобус «Газель», легковые автомобили  ВАЗ и «Москвич» двух модификаций).

     По организации образовательного процесса в соответствии с уровнями реализации образовательных программ школа делится на 3 структурных подразделения:

  • начальное общее образование (нормативный срок усвоения – 4 года), 1 – 4 классы.

Реализуются программы развивающего обучения по дидактическим системам Занкова, Эльконина - Давыдова, традиционного обучения «Школа-2100» и коррекционного обучения на 1 и 2 ступенях школы.  Введено раннее изучение английского языка и информатики;

  • основное общее образование (нормативный срок усвоения – 5 лет), 5 – 9 классы.

Реализуются программы базового уровня, спецкурсов и элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся;

  • среднее общее образование (нормативный срок усвоения – 2 года), 10 – 11 классы.

Реализуются программы:

  1. профильного обучения (физико-математический,  биолого-химический,

социально-экономический, информационно-технологический,  инженерно-технический);

  1. профессиональной подготовки (Водитель категории «В»);
  2. расширенного обучения (английский язык,история, обществознание, информатика и ИКТ,  математика, физика, география – ЧГУ; ITподготовка – «Школьный университет» ТУСУР).

 

3.3. Анализ результативности образовательного процесса

 

За последние 5 лет качество обученности на 1, 3 ступенях и в целом по школе заметно понижается.Качество обученности на 2 ступени стабильное за последние 3 года, но оно значительно ниже, чем на 1  ступени.Качество обученности  учащихся школы за последний год на  2,9 % ниже среднего показателя по Агинскому району.

 

Сводная таблица результатов качества обученности

 за период 2002 – 2007 учебных годов

              

 

ступени

2002-2003

2003-2004

2004-

2005

2005-

2006

2006-

2007

1 ступень

58 %

58,9 %

55,2 %

55 %

54, 9 %

2 ступень

28,6 %

22,4 %

30,5 %

30,5 %

30 %

3 ступень

44,4 %

47 %

39,2 %

37,7 %

29 %

По школе

43,6 %

42,7 %

39,9 %

38,6 %

36,4 %

 

 

 Продолжение образования в высших и средних учебных заведениях показывает следующая таблица:

 

Класс

По профилю

 

4 (100%)

По результатам ЕГЭ

 

3

Поступление в ВУЗЫ

Всего в ВУЗы

ССузы

Не поступили

На бюджетной основе

На коммерческой

Квотной

11 а биохим

физмат

4 (100%)

 

13 (87%)

3

 

14

1

 

3

1

 

5

1

 

3

3

 

11

1

 

5

-

11б соц.эконом, общеобраз

8 /

 

 

12

 

8

 

5

 

2

 

15

 

6

2 (армия)

Итого

Кол-во в профильных группах 28, в общеобр – 12 чел

25 (89,2%)

29 (72,5%)

12 (30%)

11 (27,5%)

6 (15%)

27 (67,5)

12 (30%)

2 ( 5%)

Итого в ВУЗы – 67,5%, в ССУЗы – 30%, в ВУЗы и ССузы – 97,5%.

 

 

Результаты качества обученности тестируемых предметов

2 и 3ступеней в сравнении со средним окружным показателем

 

 

 

Для проверки качества знаний учащихся проводился мониторинг учебных достижений на школьном, районном и окружном уровне.

Окружной контроль проводился в 5, 7 классах- НРК, 8 классах- алгебра, география,  9 классах – история, химия, 10 классах – литература, физика, биология, английский язык. Результаты выходного контроля по алгебре в 8-а и 8-б классах показали

успеваемость – 79%, качество – 36%, улучшение результата по сравнению с входным контролем: выполнение на 13%, качество на 26%. По географии в 8-х классах выполнение – 93%, качество – 20%, повышение выполнения на 3,6 %, на 3% понижение качества выполнения. В 9-х классах по истории результаты выходного контроля в  сравнении с входным контролем свидетельствуют о повышение выполнения на 40,9%, качества выполнения – на 9%.  По химии в 9-х классах выполнение – 87,5%, качество выполнения – 43,7%, отмечается увеличение выполнения на 8,5%, качества выполнения – на 11,7%. Анализ выходного контроля по физике в 10 классах показывает выполнение – 68%, качество – 24%, что по сравнению с входным контролем учащиеся 10 классов показывает повышение результата выполнения с 38% до 68%, качества с 5% до 24%. По биологии выполнениевыходного контроля учащихся 10-х классов - 89%, качество - 34%.

Выполнение -77%, качество - 31%.   По сравнению с входным контролем выполнение ниже на 18%, качество - на 48%.

 

Для сдачи итоговой аттестации в формате ЕГЭ выбрано 6 предметов. Результаты выбора предметов для сдачи ЕГЭ согласно выбранным профилям показывает следующее:

Название профиля

Количество учащихся в профильной группе

Количество учащихся, сдававших выборочное ЕГЭ

Количество выбранных предметов согласно профилю

Названия выбранных предметов

Качество выполнения стандарта в сравнении с 2006-2008 уч.годом

1 Физико- математический

15

3

1

Физика (3 уч)

0%, выполнение 33%, понижение выполнения на 67%

2  Биолого-химический

3+ 1 (щад)

3

2

Химия (3уч)

Биология (3уч)

33%, повышение  на 33%

67% понижение  на 8%

3 Социально-экономический

9

7

3

История (5уч)

Обществознание (6 уч)

География (1уч)

80%, повышение на 9%

100%, повышение на50%

 

100%, в прошлом году не было сдававших ЕГЭ

Анализ выбора экзаменов для сдачи экзаменов в формате ЕГЭ согласно профилю показывает, что  наибольшее количество предметов для сдачи и количество учащихся, выбравших ЕГЭ, наблюдается   в социально- экономическом профиле. Кроме того, учащиеся данного профиля показывают самые высокие результаты выполнения и качества выполнения (100% качества по обществознанию и географии, 80% качества -  по истории).  Меньше всего выбравших экзамены в формате ЕГЭ отмечается в физико - математическом профиле (20% от всего количества обучающихся в данном профиле). Кроме того, в данном профиле наблюдаются  самые низкие результаты выполнения стандарта и качества выполнения (33%, качество – 0%). Следует выделить биолого-химический профиль, 100% учащихся которого сдавали оба экзамена в формате ЕГЭ.

Из этого следует, что экзамены в формате ЕГЭ согласно обучающемуся  профилю выбирают не все, а только из 27+1 учащихся профильных групп - 13, что составляет 48%.

Таким образом, главной проблемой школы является выбор выпускников средней школы  экзаменов для сдачи итоговой аттестации в формате ЕГЭ согласно своему профилю и качественная подготовка к ЕГЭ.

 

Выводы:

анализ данных таблиц позволяет говорить о том, что результаты качества учебных достижений учащихся школы, в основном, имеют тенденцию к снижению.

На основании социологических, педагогических и психологических исследований, проводимых в школе, выявлены возможности повышения качества образования через:

  • переход ОУ в режим школы полного дня;
  • интеграцию основного и дополнительного образования учащихся;
  • разработку и внедрение образовательных программ интегрированных спецкурсов, программ дополнительного образования и дистанционного обучения;
  • использование современных образовательных технологий в т.ч. здоровьесберегающих,  информационно-коммуникационных;
  • индивидуальное педагогическое сопровождение одаренных детей и педагогическую поддержку отстающих в учебе учащихся;
  • комплексный педагогический мониторинг.

 

Результативность получения призовых мест

 в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях

 

 

Округ

 

Место

1

2

3

1

2

3

Итого

 

2005-2006

2

 

2

I

6

II

VII

 

 

 

 

1

I

0

I

2006-2007

1

 

6

I

5

II

V

1

I

1

I

1

I

3

III

2007-2008

1

 

5

I

3

II

IV

3

I

1

 

 

I

4

II

                                         

 

Примечание: количество мест на олимпиадах – арабские цифры, количество мест на  НПК – римские цифры.

 

В течение учебного года проводился мониторинг, который оценивал состояние здоровья учеников, условие и образ их жизни, учебную и внеучебную нагрузку, качество знаний учащихся. Выраженных изменений в отклонении состояния здоровья последние годы не отмечается.

Количество случаев, связанных с болезнью, в 2006-2007 учебном году снизилось с 426 до 327, дней с 2129 до 1929, отмечается незначительное снижение пропусков по простудным заболеваниям. Снизилось количество ОРВИ с 210 до 182, обострение хронических заболеваний с 26 случаев до 19, количество дней возросло с 172 до 242. это объясняется обострением хронического нефрита. Количество дней по другим заболеваниям снизилось с 503 до 190.Незначительно увеличилось количество травм (3 случая, подвывих). Количество, детей, состоящих на учете «Д» снизилось с 112 до 92, что составляет 18%. Это объясняется тем, что все школьники получали бесплатное питание. Усиленное питание получали тубинфицированные и некоторые «Д» больные. Осуществлялся контроль за ассортиментом, качеством питания, витаминизацией. Проводились беседы и лекции, посвященные международному дню борьбы со СПИДом, туберкулезом и др.

 

Таким образом, анализ состояния образовательного процесса позволяет определить следующие приоритетные направления и задачи школы в новом учебном году:

  • повышение качества обученности учащихся на всех ступенях образовательного процесса: на на IIступени за счет повышения мотивации к учению с целью сохранения контингента, на IIIступени за счет качественной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
  • Повышение мотивации обучения с целью повышения качества и сохранения контингента
  • внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс через интеграцию предметного содержания, развитие пользовательских навыков в информационных технологиях, формирование информационно-коммуникационных компетенций;
  • развитие исследовательской деятельности педагогов: разработка авторских программ, дисков, публикация научных статей, методических материалов и др.;
  • повышение мотивации обучения на II ступени через совместное с взрослым исследование, на III ступени через имитацию социально профессиональных проб, моделирование, проекты.
  • формирование практического самосознания учащихся, самоопределения учащихся через организацию индивидуальных траекторий (маршрутов) самодвижения учащихся в учебном материале, а также изменение форм учебной деятельности (проектную, организацию межвозрастного  общения детей в рамках спецкурсов, модульное и проблемное обучение, межпредметную интеграцию)

 

                               3.4. Анализ организации воспитательной работы школы

     Педагогический коллектив продолжает строить и совершенствовать воспитательную работу в рамках «Я - концепции»:

  • «Я и школа» - школьные дела, встречи, общественно-полезные дела, конкурсы;
  • «Я и моя семья» - составление родословной, конкурсы, совместные мероприятия;
  • «Я и окружающие меня люди» - уроки культуры, уроки нравственности, встречи с ветеранами, интересными людьми поселка, района, округа  и т.д;
  • «Я и мир» - проведение классных часов, посещение музеев, выставок и т.д.

Основными механизмами достижения целей воспитания и формирования социального опыта учащихся на основе связи обучения с внеурочной   и внешкольной деятельностью

 являются программа воспитания школьников, программы социализации и культуры здорового и безопасного образа жизни. Результатом воспитательной деятельности школы является изменяющийся уклад школьной жизнедеятельности, где ребята приобретают опыт самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации, навыки коллективной деятельности и участия в управлении школой через школьный парламент, формируется эмоционально - ценностное отношение к жизни. Создан печатный орган «Школьные вести». Выпускается ежемесячно. Постоянные рубрики: «События школьной жизни», «Это интересно», «В нашей гостиной», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений», «Я - автор», «Семейные реликвии».

            Однако школьное пространство связано с внешней средой, разобщенность которой снижает ценность и возможности воспитания детей. Поэтому реализация системно-деятельностного подхода в воспитании возможна только при интеграции усилий внешней и внутренней среды,  признании за воспитанием приоритетной роли в образовательном процессе.

            Исходя из этого, мы считаем, что широкое вовлечение семьи и общества к воспитательному процессу в школе зависит от целенаправленной организации разновозрастных студий и клубов по интересам учащихся.

            Таким образом, переход к школе полного дня предполагает создание необходимых условий для использования возможностей школы и всего социума в течение всего дня и всей недели с целью реального личностного и компетентностного роста учащихся.      

          

3.5. Анализ качественного состава  педагогов

Любое изменение качества результатов образовательного процесса может быть заранее задано на основании имеющихся достижений с анализом возможностей педагогического коллектива.

Образовательно-воспитательный процесс в школе осуществляют 62 педагога.  Из них имеют высшее образование – 54 человека; среднее специальное  образование – 5 человек; Средний возраст педагогов – 44 года. Средний педагогический стаж – 17 лет. Средний возраст администрации – 45 лет.

            Имеют почетные звания: Заслуженный учитель РФ–1,   Отличник просвещения– 4, «Учитель-методист»- 1, «Старший учитель» - 2, Отличник здравоохранения РФ – 1, «Почетный работник общего образования» - 8.

            На 1 ступени школы 89% учителей работают по системе развивающего обучения Л.В.Занкова (77,7 %) и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (11,3 %). В целом по школе диаграмма выглядит следующим образом:

 

 

Выводы:

В целом, имеющихся возможностей изучения динамики социокультурной и информационно-образовательной среды недостаточно для построения обоснованного прогноза на ближайшие пять лет. Тем не менее, некоторые преобладающие тенденции себя обнаруживают. Непременно вырастут требования к уровню академической успешности школы, в то же время обострится проблема воспитательной работы, направленной на формирование толерантного сознания и защиту детей от социально-неблагополучных обстоятельств.

Из этой предварительной оценки прогноза следует необходимость в целях повышения качества образования полное вовлечение всего контингента учащихся в деятельность школы полного дня. Последнее требует значительного увеличения охватываемой зоны интересов детей, обеспечения более высокого качества образовательной и досуговой деятельности, порождающей новые нормы ее оценки для учащихся и педагогов.

 

 

4. Характеристика состояния приоритетных проблем и основных достижений школы

 

4.1. Анализ состояния приоритетных  проблем

В монографии А.М.Кондакова «Отечественное и мировое образовательное пространство: ресурсный подход» подчеркивается, что необходимо осуществить «тщательно составленный на основании как можно более жесткого анализа перечень проблем реформируемой среды, всякого рода узких мест, дефицитов, рисков», которые подтверждают, что в современной образовательной практике школы назрела острая потребность разрешить следующие противоречия:

  • Разрыв между предметным образованием в школе и общественным заказом школе.
  • Ведущая роль обучения и отношение к внутреннему миру ребенка, т.е. согласование внешних и внутренних факторов развития.
  • Повышение качества образования и нарастающая перегрузка учащихся на 2 и 3 ступенях, сопровождающаяся ухудшением состояния их здоровья.
  • Профессиональная готовность педагога взаимодействовать с личностью ученика и недостаточно высокая информационно-технологическая грамотность в вопросах  взаимодействия с семьей и институтами общества.
  • Приоритет активных, нетрадиционных форм и методов организации образовательного процесса и низкий уровень использования современных технологий контроля и оценки качества процесса и результатов образования.
  • Внедрение идей системы общего развития учащихся в образовательном процессе школы и отсутствие адекватных содержанию РО формах подготовки и социализации старшеклассников.
  • Достаточно оснащенная материально-техническая база школы и невысокий уровень качества обученности учащихся, имеющий тенденцию к снижению.
  • Личностно-ориентированный подход к воспитанию и массовые мероприятия воспитательной работы, где в основном лежат количественные показатели и формальное участие школьников в досуговой деятельности.
  • Фокусировка на учебных проблемах и искусственное сужение пространства общего социального развития учащихся.

Осмысление данных противоречий позволило структурировать комплекс приоритетных проблем, на решение которых направлена программа развития школы:

  • Создание системы индивидуального педагогического сопровождения и педагогической поддержки учащихся в условиях школы полного дня.
  • Формирование системы комплексного педагогического мониторинга.   
  • Совершенствование системы управления качеством образования.

 

4.2. Основные достижения школы

1994-1997г.г.   Трижды Лауреат  Всероссийского  смотра- конкурса   «Школа года».

2001г.    Лауреат VМосковской международной  выставки «Школа – 2001». Дипломант

Всероссийского конкурса воспитательных систем. Обладатель серебряной медали РАЕН за внедрение ноосферного образования.

               2002г.    Дамдинова Чимита – Лауреат Всероссийской НПК молодых исследователей г. Москва. Лодоева Вера Гомбоевна - региональный победитель Российско-Американского конкурса (АСПРЯЛ).

2004г.  Рыгзынов Эрдэни – обладатель Кубка Европы среди юниоров по стрельбе из лука. Чехия; участник Первенства мира по стрельбе из лука. Англия; серебряный призер Первенства Европы по стрельбе из лука. Дания; призер финальных соревнований «Надежда  России» Россия г.Орел; Лауреат Общественной межрегиональной премии «Достояние Сибири» в номинации «Надежда Сибири». Цыдыпов Доржи – Лауреат 5 молодежных Дельфийских игр России «Вместе лучше» г. Красноярск. Санданжамсоев Арсалан – участник Всероссийских соревнований по ГО МЧС «Юный спасатель» г. Красноярск.

Выпускники школы: Жалсанов Батор – кандидат юридических наук. Мункожаргалова Лариса – кандидат эконмических наук.

Базарова Цыпелма Цыреновна, Балданова Ешинхорло Шагдаровна, Дамдинжапова Дарима Жаргаловна, Доржиева Долгор Батомункуевна,  Мункожаргалова Ольга Батоевна, Ринчинова Цыцыгма Балдановна – Лауреаты   Международной конференции по ноосферному образованию.

2005г.    Школа – победитель районной образовательной выставки «Школа – 2005». «Лучшая  школа района -2005» по итогам подготовки школы к новому учебному году. 

Выпускники школы:  Цыренжапова Долгоржаб – участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию г. Саратов. Жапов Булат – дипломант Всероссийской НПК молодых исследователей «Шаг  в будущее» г. Москва.

2006г.   «Лучшая школа района – 2006» по итогам подготовки к новому учебному году. 2 место

в районном конкурсе информационных центров среди поселковых школ. 1 место на смотре танцевальных коллективов «Здравствуй, мир!». 1 место в районном конкурсе «Папа, мама и я – спортивная семья».

Аюров Болот Баторович – победитель 1 окружного конкурса «Молодой педагог – 2006», удостоен Гранта Президента РФ  в номинации «Талантливая молодежь». Лубсандоржиев Беликто Ринчинович – победитель районного и номинант окружного конкурсов «Самый классный классный». Шокодей Жанна – Лауреат Соревнования молодых  исследователей «Шаг в будущее» по Сибирскому Федеральному округу г. Красноярск.

 2007г.   2 место в VIIIрайонном образовательном форуме «Образовательное учреждение –2007»  за  высокие достижения в инновационной деятельности среди поселковых школ. 1 место в  районном конкурсе «Папа, мама и я – спортивная семья».

Базаров Базар – мастер спорта по стрельбе из лука на Первенстве России г. Орел;Болотов Тумэн – к.м.с. по стрельбе из лука, участник Чемпионата России г. Чита 2007;Дамшиев Аюр – к.м.с.по стрельбе из лука на Чемпионате России г. Орел, участник 14 Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» г. Москва; Норбоева Арюна – участник Всероссийской олимпиады школьников по истории г. Брянск.

Дулмажапова Дарима Дабасамбуевна - победитель районного конкурса «Лучший медиаурок». Учителя школы: Базаржапова Бальжима Александровна, Дугаров Дондок Батуевич, Лодоева  Вера Гомбоевна, Ячменева Людмила Вениаминовна, Мункожаргалова Ольга Батоевна,  Сухобаторова Мыдыгма Бадмаевна награждены Почетными дипломами Всероссийского смотра педагогического мастерства «За разработку мультимедийных методических пособий на CD». Учителя-занковцы – победители окружного конкурса «Развитие. Уверенность. Успех». Учителя начальных классов: Пурбуева Раиса Санжиевна и Ячменева Людмила Вениаминовна – участники Межрегионального педагогического форума (Сибирь и Дальний Восток), посвященного 50-летию системы РО Л.В.Занкова,  г. Белокуриха (Алтайск. край).  Дугаров Дондок Батуевич – обладатель муниципального Гранта «Лучший учитель».

2008г. Норбоева Арюна – стипендиат администрации АБО; Дамдинжапов Аюша -1 командное место в «Шиповке юных» г. Сочи. Норполов Бато – бронзовый призер СибФо среди юношей по боксу г.Томск; участник Первенства РФ г.Анапа. Ким Бато – победитель международного турнира класса «Б» на призы Ю. Саранина г.Борзя ; финалист Первенства Забайкальского края, участник первенства России среди юниоров г.Анапа; Эрдынеев Даши – бронзовый призер ЦС профсоюзов России г. Иркутск, Дондоков Баясхалан – призер Международного турнира по боксу на призы И.Д.Кобзона п.Агинское.

Ячменева Людмила Вениаминовна – обладатель Гранта президента РФ. Мункожаргалова Ольга Батоевна - абсолютный победитель окружного конкурса  учебно-методических разработок среди учителей русского языка. Лодоева Вера Гомбоевна – победитель 1 окружного конкурса «Инновационные и контролирующие средства обучения», финалист районного конкурса «Учитель года».

 

 

 

4.3.Миссия школы  

Миссия школы, вытекающая из проблем образовательного учреждения и социума, отражает цели и задачи  для всех участников образовательно-воспитательного процесса и является теоретическим основанием не только для разработки основных документов, но и всей практической исследовательской деятельности школы. 

Цель программы:  достижение современного качества образования  через управляемый переход общеобразовательного учреждения в школу полного дня.

Объект исследования:образовательная система школы.

Предмет исследования:управляющая и управляемая подсистемы.

Задачи: 

  • создать равные педагогические условия для социализации учащихся и повышения качества образования через объединение в единый функциональный комплекс образовательно-воспитательного и оздоровительного процессов;
  • оптимизировать процесс реального развития личности через овладение ею  необходимым набором компетентностей на основе интеграции основного и дополнительного образования.
  • формировать систему комплексного педагогического мониторинга через организацию коллективного взаимодействия  педагогов по индивидуальному педагогическому сопровождению и педагогической поддержке учащихся.

 

Миссия школы: создание равных условий для достижения качества образования всеми учащимися школы.

 

Достижение современного качества образования в образовательном пространстве школы понимается нами как уровень решения комплекса задач, включающего результаты обучения и социализацию личности, при условии своевременного обеспечения индивидуального педагогического сопровождения и педагогической поддержки, создания системы комплексного педагогического мониторинга.

По мнению А.М.Кондакова существует триада характеристик образовательного пространства, в которой сфокусирована сущность образовательного пространства школы полного дня:

1.Многофункциональность, т.е. возможность решения задач разного уровня и типа, осуществление разнообразных видов образовательной деятельности, способов работы с учетом интересов, возрастной динамики и ступеней образования.

 2.Многопрофильность, т.е. предоставление широкого спектра образовательных услуг, дифференцированных по предметному содержанию.

 3.Лабильность и изоморфность  (изменчивость и приспособляемость), т.е. постоянный поиск оптимизации состояния образовательной системы. 

По сути, целью деятельности любой образовательной системы является создание условий, обеспечивающих достижение учеником определенного уровня образованности. Это не только овладение суммой соответствующих знаний и умений, но и устойчивые личностные характеристики учащихся, необходимые им в длительном процессе получения образования и сохраняемые ими после окончания школы.

Уточняя понятие образовательной системы школы, мы взяли за основу определение В.М.Лизинского: «Школьное сообщество – это система, где каждый ее элемент и вся она в целом  подчинены единой миссии, базирующаяся на общих ценностях, ориентированная на гуманистические цели, связанная признанными коллективом общими задачами, идущая вперед через преодоление противоречий, действительно образующая через гуманистические отношения и деятельность системное образовательное школьное пространство, которое позволяет каждому и всем пребывать в комфортном и созидательном состоянии».

           

 

 5. Концепция развития школы

 

 

Положения,  идеи, подходы

 

Принципы

 

- Философские (Г.С.Батищев, Н.А.Бердяев и др),

 психологические (А.Маслоу,  К.Роджерс и др.), педагогические (Л.С.Выготский, П.Ф.Лесгафт...)

положения, раскрывающие основополагающее понятие  программы - «становление»;

-идеи гуманизации как условия усвоения личностью общечеловеческой культуры, свободы выбора содержания и форм образования (О.А.Абдуллина, Л.Вербицкая…); 

 

 

-системный подход, раскрытый в работах И.В. Блауберга, Ю.К.Бабанского, Н.В.Кузьминой…);

 

 

 

 

 

 

-идеи целостности, взаимосвязи, взаимовлиянии

и взаимодополнении основных составляющих образовательного пространства (Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, Н.В.Маслова и др.);

 

 

-идея компетентностного подхода, при котором происходит освоение учеником комплекса ЗУН, позволяющих решать жизненно значимые задачи;

 

 

 

 

-идеи развивающего обучения, где особо подчеркивается развитие целостной личности, единство развития и воспитания (Л.В.Занков…);

 

-культурологический подход, способствующий выявлению ценностного ядра содержания образования (Д.Брунер, В.Руденко, Н.Крылова.);

-личностно - деятельностный подход для обоснования становления личности как проявления самостоятельности, субъектности,  раскрывающий роль способностей, интересов, мотивов в формировании профессионально важных качеств личности (Л.С.Выготский, Э.Г.Юдина, И.С.Якиманская. и другие).

 

 

Принципы

гуманизации:переоценка всех компонентов образовательного процесса, когда основным смыслом образования является становление  развитой личности. Приоритетность этого принципа: «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, зафиксирована в ст.2 Закона РФ «Об образовании»;

 

системности: исследование механизмов взаимозависимости, взаимодействия системы и среды; учет динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности. Целенаправленная поддержка многообразия   связей внутри системы как условия ее устойчивости по отношению к воздействию ее внешних факторов;

 

целостности: единство процессов развития, обучения и воспитания. Создание через интеграцию общего и дополнительного образования  образовательного пространства, позволяющего реально обеспечить адекватность содержания образования задачам развития школы;

открытости: развитие диалога всех субъектов образовательного процесса, усиление роли общественных институтов в формировании образовательной политики школы, участие родительской общественности  в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений школы;

 

развития:развертывание таких методик, которые стабильно направляют образовательный процесс на развитие мыслительной деятельности, коммуникативных достижений ребенка,  его самообразование, способности работать в группе, коллективе, обществе; 

непрерывностии:создание целостной образовательной системы, органически объединяющей все три ступени полного среднего образования и предусматривающий установление преемственности школы и вузов.

понимания потребителей образовательных услуг,основанный на учете растущих потребностей и гибкой динамике рыночной конъюнктуры.

 

 

 

 

6.Модель инновационной деятельности

 

6.1.Школа полного дня: социокультурные основания

Государственный заказ: потребность в педагогах и образовательных учреждениях, способных организовать и направить внеурочную деятельность учащихся подтверждается социально-экономическими проблемами и усилением миграционных процессов в государстве.

Также объективный анализ социального состава семей и многих социально-педагогических проявлений убеждает, что школа открытая весь день, необходима. Она, согласно мнению ученых, педагогов, имеет возможность избежать многих сложностей в организации образовательно-воспитательного процесса, обеспечить свободный выбор учащимися деятельности по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности ребенка. Тем самым организация работы школы полного дня усиливает взаимную заинтересованность общества и семьи в более качественном духовно-нравственном и физическом развитии школьников, эффективно  используя воспитательный потенциал социокультурной и информационно-образовательной среды.  Мы понимаем, что реализация целостной образовательной программы обучения и воспитания позволит развивать и личностные качества школьников, характеризующиеся суммой проблем развития личности на современном этапе:

  • социально-активная жизненная позиция, участие в общественной работе, коллективизм и др.;
  • дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, работе и т.д.;
  • качества, характеризующие культурно-познавательную деятельность и активность, рациональное использование свободного времени, стремление к знаниям и т.д.;
  • уважение к другим людям, честность, искренность, справедливость, толерантность и др.

 

6.2. Технология коллективного взаимодействия

как базовый способ организации образовательной деятельности

Для достижения поставленной цели необходимо широко внедрять в образовательную практику такие педагогические технологии, которые позволят формировать практические навыки анализа информации, самоорганизации, самообразования, самореализации так как качество знаний, умений и навыков учащихся зависит во многом не только от методов и приемов обучения, но и от структуры и форм организации учебной работы, от управления  учителем учебной деятельностью учащихся.

Среди них мы выделяем коллективные способы деятельности как технологию универсальную, которую можно использовать и в обучении, и в воспитании. 

К примеру, соединение детей разного возраста создает высокий уровень коллективных отношений, взаимопомощь, взаимообучение. Такая организация разновозрастных студий и клубов по интересам с использованием коллективных способов деятельности предполагает от педагога:

  • ориентацию на личностно-ориентированную парадигму образования;
  • освоение новой позиции учащегося как субъекта и объекта образовательной деятельности и общения;
  • освоение наиболее продуктивными способами взаимодействия друг с  другом;
  • привлечение семьи к воспитательному процессу в школе;
  • освоение  деятельностью работы в «команде», где он вырабатывает совместные

 решения с участниками образовательного процесса, разрабатывает и реализует концепции и проекты, оценивает и осмысливает полученные результаты.

Применение данной технологии кардинально меняет функциональные обязанности классного руководителя  как  педагога-воспитателя (Приложение 1).

 

                       6.3. Механизмы управления развитием в условиях школы полного дня

Под управлением развитием мы понимаем систему управленческих решений и мероприятий, обеспечивающих целенаправленную деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов по разрешению проблем, позволяющих перевести общеобразовательное учреждение  в качественно новое состояние, стимулирующее развитие личности учителя и ученика.

  В определении перспектив развития мы исходили из того, что образовательная политика школы должна быть посильной педагогическому коллективу, реально выполнимой, ресурсно-обеспеченной, достаточно гибкой.

Следовательно, опыт и традиции школы, с одной стороны, и социальные запросы, с другой стороны, обусловили выбор педагогическим коллективом основного направления – это создание школы полного дня с широким спектром образовательных услуг, направленных на формирование компетентностей как основного результата образовательной деятельности и критериев ее качества, предусматривающих развитие надпредметной, социальной и здоровьесберегающей линий.

Таким образом, в возникшей системе инновационной деятельности школы идет согласование предложений и родительского заказа, направленных на формирование умений, навыков, способностей для будущей социализации личности.

 

      

  6.4. Инновационные образовательные программы. Общие принципы

Мы надеемся, что гибкость, мобильность, подвижность системы образования при одновременном сохранении ее стабильности и устойчивости должна позволить, своевременно  реагируя на все изменения образовательно-воспитательного общественного заказа, обеспечивать  готовность выпускников школы соответствовать запросам. Поэтому в проектировании и реализации образовательных программ мы полагаем целесообразным идти в первую очередь «от ученика», т.е. декларировать и осуществлять на практике идеи, воплощающие отношение школьников к собственному участию в образовательной деятельности. В основу содержания конструируемых нами образовательных программ положены следующие принципы:

  1. образование имеет личностно-ориентированную направленность;
  2. содержание образования должно быть многообразным и многофункциональным, углубленным и расширенным;
  3. образовательная среда способствует самодиагностике, обеспечивает пространство для самореализации и социализации личности.

На смену программам базового и профильного уровней приходят программы дополнительного, профильного, дистанционного образования и индивидуальные образовательные программы, ориентированные на расширение предметного материала, овладение ключевыми компетентностями через студийное и клубное пространство проб.

К примеру, информационно-технологический и инженерно-технический профили обеспечены УМК, разработанными в ОЦ «Школьный университет» ТУСУР. Социально-экономический профиль поддерживается образовательными программами ЧГУ. На стадии внедрения программы дистанционного образования.

Таким образом, инновационные образовательные программы направлены на:

1 – 4 классы – формирование умения учиться и выработку индивидуального стиля учебной деятельности;

5 –  8 классы – формирование системы «проб», проектной деятельности и становление индивидуального стиля общения;

9 – 11 классы – овладение основами наук в избранной области, определение социальных перспектив и жизненное самоопределение.

 

 

 

6.4.1. Образовательные результаты и проблематика

 

(Начальная школа)

У учащихся 1 ступени школы формируются компетентности, направленные на овладение фундаментальными понятиями различных областей человеческой культуры через процесс осознания, выражаемый в словах «Я и Вселенная», «Я и общество», «Я и Я».

Ведущая деятельность – учебная: условия для личностного роста создаются в процессе интеллектуальной деятельности. Совместно с родителями учащиеся выбирают обучение на одном из отделений студий, направленных на развитие интеллектуальных, творческих способностей одаренных детей и педагогическую поддержку отстающих в учебе учащихся, а также разновозрастных клубов по интересам учащихся спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического и интеллектуально-творческого направлений.

Исходя из этого, основная задача начальной школы – создать условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребенку поверить, что учеба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной.

      Эффективность выполнения этой задачи также напрямую зависит от того, насколько текущий образовательный процесс  включает в себя:

  • опору на свойственную нормально развивающему ребенку любознательность и его субъектный опыт, их развитие средствами активной познавательной деятельности;
  • использование игры как одной из наиболее привлекательных видов деятельности для данного возраста детей;
  • коллективное взаимодействие педагогов с ребенком и  родителями;
  • индивидуальное педагогическое сопровождение способных и одаренных детей;
  • квалифицированная педагогическая поддержка учащихся;
  • снижение стрессов и перегрузок учащихся за счет эффективных технологий.

Таким образом, основными результатами начального общего образования являются:

  • формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

 

 

(Основная школа)

У учащихся 2 ступени школы формируются компетентности, направленные на формирование коммуникативных умений и становление индивидуального стиля общения через процесс отношений, выражаемый в словах  «Кто Я?», «Что Я умею делать?», «Что Я хочу делать?». Ведущая деятельность – общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного роста создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности через межличностное взаимодействие в студиях и клубах, которые позволят помочь ученику освоить «технологии успеха и достижения». Это способствует  формированию у школьников комплексной образовательной мотивации (мотивы долга, пользы и удовольствия) и приобретению познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.

К условиям, обеспечивающим успешное выполнение данной задачи, мы относим:

  • осознание и принятие образовательных целей учащимися. Предполагается целенаправленное включение ученика в процесс планирования целей и постановки учебных задач;
  • развитие системы ценностных ориентаций с опорой на такие категории как престижность высоких образовательных результатов и личностных достижений, ориентация на познание как ценность для культурного развивающегося человека;
  • целенаправленное обучение школьников таким умениям и навыкам, как оперирование методами и приемами освоения нового, ориентация в широком информационном поле, анализ собственных учебных затруднений, проектирование ресурсов;
  • развитие у школьников потребности и навыков образовательной рефлексии. Обучение их методам самооценки и самоконтроля;
  • широкое использование заданий проблемного, развивающего, поискового, творческого характера, способствуют развитию общей учебной культуры учащихся. Мотивация выбора того или иного вида, формы, способа, приема образовательной деятельности из нескольких предложенных позволит более активно опираться на естественную потребность учеников в освоении нового;
  • ориентация школьников на инициативный поиск индивидуальных и коллективных форм участия, интерактивного общения в образовательной деятельности. Внедрение невербальных технологий, направленных на осмысление опыта проб социального поведения и прогноза его последствий. Выбор той или иной модели самоопределения при грамотном сопровождении этого выбора взрослыми помогает преодолеть объективные и субъективные противоречия, связанные с психологическими особенностями подросткового возраста.

            Реализация данных условий должна привести к тому, что:

  • учащиеся основной школы смогут осуществить выбор, удовлетворив свои образовательные потребности и реализовав выявленные в начальной школе способности как самостоятельно, так и в процессе сотрудничества с педагогами;
  • будет создано образовательное пространство проб, основанное на общих, разделяемых педагогами, учениками, родителями ценностях и приоритетах;
  • кадровые, материально-технические, психолого-педагогические возможности школы будут использованы максимально эффективно в отношении участников образовательно-воспитательного процесса.

Таким образом, основными результатами основного общего образования являются:

  • формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в старшей школе;
  • подготовка к осознанному и обоснованному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • опыт проектирования и организации эффективной учебной и социально-творческой деятельности: индивидуальной и коллективной;
  • приобретение знаний о мере своихправ и обязанностей;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития

 

(Старшая школа)

  У учащихся 3 ступени школы формируются компетентности, направленные на определение социальных перспектив и жизненное самоопределение в процессе саморазвития, выражаемом в словах «Я вижу цель своей деятельности», «Я знаю как добиться результатов», «Я смогу найти решение поставленной проблемы».

Ведущая деятельность – самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной сфере. Условия для личностного развития создаются в процессе социально ориентированной активности и практико-ориентированной образовательной деятельности через совместное с учеником проектирование, способствующее осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессионального пути. В данном случае идея осознанного выбора является для нас чрезвычайно значимой по ряду причин:

  • мы исходим из того, что одним из важнейших результатов школьного образования должна стать способность и готовность ученика к дальнейшему обучению и жизненному самоопределению;
  • мы убеждены, что обеспечить успешность  учащихся в жизни и профессии мы можем научив их толерантности, способности к продуктивной коммуникации, активному взаимодействию с другими;
  •  мы считаем, что современная школа должна научить ученика объективно оценивать себя в развивающемся обществе, мире.

            Поэтому, старшая школа отвечает за формирование базовой компетентности для того, чтобы миновать ошибок в процессе жизненного самоопределения. Как мы знаем, базовая компетентность складывается из сочетания трех аспектов: коммуникативного (способность решать задачи в области коммуникации, в.т.ч. с использованием иностранного языка), информационно-технологического (способность решать задачи, связанные с получением и переработкой информации), социально-правового (способность решать задачи в рамках принятых социально-правовых норм).

            Основными условиями эффективности достижения базовой компетентности учащимися школы считаем:

  • реализацию комплекса форм внеклассной работы через дополнительное образование,

позволяющих обеспечить процесс активной социализации школьников на протяжении всего образовательного маршрута профильной школы;

  • широкое социально-психологическое и профориентационное информирование с

привлечением специалистов,  в т.ч. для обсуждения вариантов жизненных стратегий;

  • комплексное сопровождение педагогами, специалистами службы сопровождения

образовательного и профессионального выбора школьников.

            Таким образом, основными результатами среднего полного образования являются:

  • овладение основами наук и универсальными способами действий, обеспечивающими возможность успешного участия в общественной жизни в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности;
  • опыт проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности  – познавательной и социальной;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

 

6.4.2. Студийное образование как форма социального воспитания

             Воспользовавшись подходом известного специалиста по проблеме одаренности В.С. Юркевич, обратимся к определению роли и места социального воспитания одаренных школьников в условиях студийного образования. Прежде всего, необходимо отметить, что для «студии» сообразным будет интеллектуальный тип одаренности. Школьники, проявляющие данный тип одаренности, обладают, как правило, весьма значительными, глубокими знаниями, интеллектуальной самостоятельностью (умеют самостоятельно добывать информацию, критически ее перерабатывать), явно выраженными аналитическими способностями, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Также, весьма адекватны особенностям студийного образования школьники, характеризующиеся креативным типом одаренности, который выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в нестандартном видении мира.           

Компоненты инновационного подхода:

  • содержательный компонент:углубляется и расширяется программа обучения;
  • компонент проектирования (целеполагание): ученик участвует в проектировании целей и определении конечных результатов, исходя из своих мотиваций и запросов;
  • организационный компонент: творческая организация образовательного пространства,

современные образовательные технологии реализуется путем отражения следующих новаций:

в принципах обучения индивидуализация, обучение до «желаемого результата», целостность, системность; в формах и методах обучения – коллективный способ деятельности, креативное взаимодействие, метод проектов, активные методы, дистанционное обучение; в средствах обучения – используется мониторинг качества образования;

           

 

Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах:

  1. студия как развивающая форма работы с одаренными и способными детьми;
  2. студия как форма педагогической поддержки.

Учащиеся погружаются в активную коммуникативную среду или активную практикоориентированную деятельность надпредметного содержания, где учитель, мастер задает направление и условия работы. Каждое занятие разбивается на 4 этапа:

  1. выявление и активизация потребностей, целеполагание и планирование;
  2. коллективная и индивидуальная познавательная деятельность;
  3. фронтальное обсуждение результатов работы;
  4. рефлексия и оценивание.

      Рефлексия понимается нами как «действие оценки степени тех изменений, которые

произошли в самом субъекте». Анализируются внутренние результаты (например: я научился работать с систематическими указателями и анализировать древние летописи) т.е. личное продвижение ученика.

Воспитательные функции студийного образования  предполагают:

- развитие общих способностей, определяющих успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, способности в сфере межличностных отношений), развитие способностей к творчеству,

- обретение индивидуальности, где начальным моментом является признание одного из людей, учителя, непохожим на всех остальных, отталкиваясь от индивидуальности наставника, воспитанник обретает индивидуальность (по В.В. Мацкевичу);

- организацию социального опыта совместной созидательной творческой (художественной, исследовательской, социальной, технической) деятельности, опыта демонстрации результатов творческого процесса, опыта созерцания произведений, опыта совместного исследования, опыта совместной реализации проектов;

- оформление относительно адекватного представления о своих возможностях в различных видах творческой деятельности;

 - развитие критического мышления – освоение способов конструирования и реализации ценностного отношения к себе и миру, самостоятельной, осмысленной позиции, развитие рефлексивности.

 

6.4.3. Клубное пространство проб

В плане проработки деятельностных представлений о школе полного дня существенным для нас является клубное пространство проб, относительно которого можно ставить вопрос об отношении к человеку и условиях его индивидуального развития. За счет целого ряда специальных педагогических процедур: создания и демонстрации разрывов в ситуациях деятельности, подведения субъектов к осознанию этих разрывов, постановка задач на их устранение, овладение новыми способами деятельности. Наибольший интерес вызывает организация разновозрастных клубов, которые привлекают:

- педагогов школы:

  • добровольность. Каждому возрасту предоставляется возможность использовать свой потенциал;
  • естественный отбор содержания его деятельности, который оставляет наиболее приемлемые детям перспективы;
  • высокий уровень влияния на личность. Создание условий систематического роста личности и коллектива.

      - психологов школы:

  • процесс взаимодействия различного социального опыта в разновозрастных клубах;
  • формирование микросреды, определение лидера, идеала;
  • мотивация личностью своего участия в деятельности разновозрастных клубов.

 

 

 

- общественность:

  • процесс развития как основа структуры детских и молодежных организаций;
  • клубы ориентированы на критерий не возрастного потенциала личности, а, прежде всего, её социального опыта, что направляет всю деятельность на его активное усвоение.
  • взаимодействие социального опыта, как образовательная функция общения, значительно продвигает подростков в их умениях адаптироваться к различным микросредам, а соответственно воспринимать их большое число как "комфортное".

- детей:

  • удовольствие от собственных достижений, от полезности усилий, от сложности и важности проблем;
  • взаимопомощь, взаимовоспитание, взаимопонимание и взаимоконтроль;
  • максимальное обеспечение справедливости и защищенности личности.

Направления деятельности клубов школы:

  • интеллектуально-творческая деятельность (наблюдение, открытие, марафон,

собственный фольклор, летопись, ораторское искусство, поэтичность, артистичность - это внешние проявления творчества, способствующие социализации личности);

  • спортивно-оздоровительная деятельность (День здоровья, соревнование,

поход пешком, на лыжах или велосипедах – это настоящий романтизм и стремление играть, который запоминается всем и навсегда);

  • художественно-эстетическая деятельность (уроки нравственности и дружбы

в преодолении трудностей несут в себе заряд эмоционального и познавательного плана, социальный опыт).

Немаловажна роль руководителя клуба, к которому предъявляются  определенные требования:

- способность изложить информацию доступно, образно и лаконично - основной способ организации взаимоотношений и взаимодействий с детьми, умение рассказать, убедить и держать в руках аудиторию - это основной способ выразить себя;

- юмор, который всегда помогает взглянуть на проблему с неожиданной стороны, среагировать на ситуацию неожиданным образом - это основное качество руководителя;

- оптимизм и энергичность сопутствуют юмору и помогают избежать множества мелких, но разрушительных конфликтов.

Одним из значимых результатов клубной деятельности является признание учащимися школы перевода родителей в позицию экспертов.     

 

6.5. Комплексный педагогический мониторинг

 

            Комплексный педагогический мониторинг образовательной деятельности является для нас способом выявления связей, отношений между ее субъектами.

      Выстраивание новых типов отношений в рамках образовательного процесса мы отмечаем в следующем:

- коллективное взаимодействие позволяет комплексно решать сложные педагогические проблемы, которые одному учителю-предметнику оказываются не под силу;

-   у родителей и учащихся возникают принципиально новые возможности образования и представления о своих возможностях;

- взаимообмен опытом и ресурсами между участниками образовательного процесса делает каждого педагога более устойчивым, мобильным, способным решать проблемы через взаимодействие между собой и выстраивание связи «школа - дополнительное образование –ВУЗ - гражданские институты».

Создание системы комплексного педагогического мониторинга – это вопрос условий и возможностей получения принципиально новых результатов в образовательной практике школы. В данном случае, образовательная задача для учащегося одновременно является:

  • местом для анализа структур реально осуществленных деятельностей (относительно прошлого);
  • местом рефлексивных переходов (в настоящем);
  • местом проектов для организации новых деятельностей (относительно будущего).

В школе происходят изменения при реализации образовательных программ,  затрагивающие содержание образования, структуру школы. Используются образовательные ресурсы системы дополнительного образования, высшего профессионального образования, образовательных центров, сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями, направленные на формирование ключевых компетентностей учащихся.

Формирование ключевых компетентностей, в свою очередь, приводит к изменению способов оценки образовательных результатов учащихся.В связи с этим, необходимы:

- разработка и утверждение инструктивно-методических документов и материалов, регламентирующих внедрение новой системы оценки образовательных результатов;

            - разработка методических рекомендаций по введению новой системы оценки образовательных результатов с учетом региональных особенностей и вариативных учебных программ, используемых в общеобразовательном учреждении;

            - разработка программы дополнительного профессионального развития педагогов.

 

Ожидаемые результаты

 

В процессе реализации Программы развития к 2014 году школа предполагает получить следующие результаты:

  1. В основном осуществлен переход общеобразовательного учреждения в школу полного дня.
  2. Созданы системы индивидуального педагогического сопровождения и педагогической поддержки учащихся. Повышение теоретического уровня образования, передача школьникам не только эмпирических знаний и практических умений, но и высоких форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).
  3. Созданы системы управления качеством образования. Освоение технологии общего развития школьников, ставшего основой создания модели школы полного дня, которая обеспечивает расширение социальных, культурных возможностей и приобретения жизненных навыков учащимися школы.
  4. Согласованы (синхронизированы) процессы развития управляющей и управляемой систем.

 

 

 

 

Возможные риски процесса реализации

Программы развития школы

 

          В процессе реализации данной Программы школа предусматривает возможные риски:

  1. Несовпадение традиционных педагогических представлений о возможностях учащихся и их реального психофизического состояния.
  2. Проблематичность дальнейшего финансирования полномасштабного материально-технического обеспечения образовательного процесса под задачи, определенные в Программе развития школы.
  3. «Старение» педагогических кадров  и недостаточность притока молодых кадров.
  4. Опасная тенденция к сокращению контингента учащихся вследствие демографического спада.
  5. Изменение потребностей общества, отторжение образования как социальной ценности.